Переезжающие на постоянное место жительство в Австрию часто сталкиваются с вопросом приобретения транспортного средства. Но на всех этапах от выбора и до постановки железного коня на учёт есть свои нюансы, о которых не стоит забывать. Ниже мы постараемся как можно детальнее описать все детали.

Мы не будем вдаваться в рекомендации насчёт выбора марки, модели, цвета, года выпуска. Как известно — на вкус и цвет товарищей нет. Но какой бы не был ваш будущий авто, поиск его стоит начать в интернете. Самые популярные сайты www.willhaben.at и www.autoscout24.at. Последний поможет вам с поиском не только в Австрии, но и по всей Европе. Но внимание — привезти машину из другой европейской страны и поставить её на учёт в Австрии просто так не получится, но об этом позднее.

Выше названные сайты предлагают поиск по большому количеству параметров — от марки и модели, до деталей комплектации и выбора цвета. Однако, если в интернете желаемого автомобиля не нашлось, можно попытать своё счастье заглянув в бумажные газеты. Не редки случаи, когда старомодные хозяева подают объявление о продаже очень неплохих экземпляров только там.

Конечно, когда речь идёт о покупке подержанного автомобиля, возникает абсолютно логичный вопрос — брать у частника или в салоне? Ситуация не так однозначна, как может показаться. Автомобиль у частного лица зачастую можно купить значительно дешевле, чем в салоне. Связано это, в первую очередь, с тем, что автосалон (даже не официальные дилеры) обязаны давать гарантию на продаваемое транспортное средство. Гарантия (она же Gewährleistung, что не стоит путать с термином Garantie) должна предоставляться дилером не менее, чем на один год и покрывать все неисправности транспортного средства, которые были в момент его приобретения. Фактически же закон устанавливает, что в первые полгода после покупки бремя доказательства о (не)наличии неисправности в момент передачи ложится на продавца, а далее — на покупателя. На практике для многих дилеров это значит, что в первые полгода при возникновении неисправности починить автомобиль легче, чем доказать отсутствие этой неисправности на момент покупки. Любой профессиональный салон закладывает риск возникновения неисправностей в ближайшем времени в цену автомобиля, отчего и получается, что у частника покупать дешевле. Тут стоит добавить, что многие дилеры продают автомобили по комиссии. В объявлении тогда бывает указано Vermittlungsverkauf либо Im Kundenauftrag. Это попытка обхода законодательства — ведь договор купли-продажи будет заключён между частными лицами и гарантию давать не нужно. Стоит помнить об этой хитрости и сопоставлять стоимость автомобиля с рыночной, а также быть вдвойне внимательным при покупке — нередки случаи, когда у таких автомобилей можно обнаружить скрытую неисправность, за которую нечистый на руку продавец не хочет нести ответственность. Добавим ещё, что продажа дилером автомобиля как заведомо неисправного (Bastlerfahrzeug) юридически ничего не значит и лишь попытка избежать претензий от незнающих свои права покупателей.

Что же касается покупки автомобиля у частного лица, то тут все значительно проще. Естественно, частный продавец не несёт никакой ответственности за качество продаваемого транспортного средства, поэтому осматривать объект покупки надо вдвойне внимательно. Стоит добавить, что очень часто хорошие экземпляры попадаются у продавцов, проживающих вдали от больших городов, ведь зачастую эти машины эксплуатируются в более щадящих условиях.

Прежде чем купить автомобиль, стоит убедиться в его техническом состоянии. Многие автосервисы предлагают услугу по предпродажной проверке транспортного средства, но мы особо рекомендуем воспользоваться предложением одного из двух крупных австрийских автомобильных клубов: ÖAMTC (www.oeamtc.at) либо ARBÖ (www.arboe.at). Процедура проверки называется Ankaufstest либо Kauftest и будущим автовладельцам можно только порекомендовать пройти её, особенно, если они сами не очень хорошо разбираются в автомобилях. Бывают случаи, когда продавцы в добровольном порядке проходят подобную проверку заранее и при продаже прикладывают к документам протокол о прохождении с описанием всех неисправностей авто.

Помимо технического состояния нужно убедиться и в наличии у автомобиля всех необходимых документов. Автомобиль должен иметь действующий техосмотр (§ 57a KFG Überprüfung — «Pickerl»), ПТС (Typenschein) и СТС (Zulassungsbescheinigung). Если автомобиль снят с учёта, то СТС может быть прикреплено степлером к последней странице ПТС.

Покупку можно считать состоявшейся, если вы подписываете договор купли-продажи (Kaufvertrag). Момент фактической передачи денег и автомобиля в данном случае имеет второстепенное значение — подписанный договор обязывает обе стороны к выполнению взятых на себя обязательств. Обычной практикой также является внос залога за автомобиль (Anzahlung), но прежде, конечно же, необходимо подписать сам договор. При подписании обязательно убедитесь, что имена в договоре и в документах о собственности совпадают, а также не постесняйтесь попросить стоящего перед вами человека удостоверить свою личность предъявив документы.

Учтите, что закон предписывает бывшему владельцу передавать покупателю документы о сервисном обслуживании и ремонтах автомобиля — речь идёт о счетах, заказ-нарядах и прочее. Однако, на практике очень многие продавцы этим пренебрегают.

После подписания договора и выплаты всей суммы, продавец обязан передать новому владельцу все документы. Однако не ждите от продавца, что он позволит вам уехать на автомобиле, который все ещё стоит на учёте на его имени. Так как передвигаться на автомобиле без номеров нельзя, продавец и покупатель (если мы говорим о частных лицах) назначают встречу непосредственно в месте постановки авто на учёт, где и рассчитываются, после чего одним действием автомобиль снимается и ставится на учёт. Многие автосалоны при покупке машины предлагают услугу по постановке на учёт. Таким образом, новому владельцу остаётся только приехать и забрать автомобиль.

Сложнее бывает, когда продавец и покупатель проживают не в одном регионе, т. к. покупателю необходимо ставить автомобиль на учёт по месту прописки. В таких случаях бывает, что ездить приходится дважды — один раз за документами, а второй — уже с номерами, забирать машину. Да, наличие автомобиля при постановке на учёт не обязательно — вся процедура проводится исключительно по документам. Есть и иной способ — т. н. Überstellungskennzeichen. Это временные номера, которые можно оформить там же, где и обычные, но не обязательно в своём домашнем регионе. Они позволяют пользоваться автомобилем до 21 дня и, таким образом, перегнать его до своего места жительства.

Сами места постановки на учёт называются Zulassungsstelle, обозначаются жёлтыми прямоугольными вывесками и принадлежат страховым компаниям. Таким образом, обязательную страховку на железного коня можно будет заключить там же.

Эта крайне объёмная тема, несомненно, требует отдельной статьи. Скажем лишь вкратце, что даже из другой страны евросоюза импортировать машину в Австрию не так уж просто. Конечно, таможенных пошлин между европейскими странами не существует, но есть другие налоги и платежи, которые возникнут при первичной постановке на учёт в Австрии. Именно эти факторы и объясняют то, что стоимость на автомобили в Австрии в среднем выше, чем на схожие экземпляры в соседней Германии.

Если вы хотите купить автомобиль в Австрии, то обращайтесь в OWH Consulting. Мы, конечно, не поможем подобрать самый технически исправный вариант, но надёжно сопроводим вас через все бюрократические трудности и проконсультируем вас о всех нюансах владения собственным автомобилем в Австрии.